Зачем нужен бэк-вокал
Умение петь – это целое искусство. Но для того, чтобы представлять своё творчество на сцене, или просто нести его в массы, уметь хорошо петь недостаточно. Нужно ещё и уметь преподносить то, что умеешь, как искусство. Что такое бэк-вокал? И можно ли обойтись без него?
Если раньше девушки в ярких блестящих одеждах были символом «подпевки и подтанцовки», то сегодня всё обстоит немного иначе. Блёстки, красивые фигуры, умение танцевать – всё это использовалось для того, чтобы привлечь внимание зрителя и буквально приковать его к сцене. Однако такой подход не всегда был правильным. Задействуя зрительные образы, бэк-вокалисты часто отвлекали от основного выступления. Конечно, если основной вокал и музыка так себе, подобные действия оправданы, а если нет? Сейчас мнение о том, для чего нужен бэк-вокал, в корне изменилось.
Кстати, не стоит путать «фоновый» вокал и разные партии вокалистов. У партий вокалистов в целях – создание целостной картинки песенного повествования (например, мужчина беседует со своей возлюбленной, и т. д.). Здесь каждый рассказывает свою часть, каждый играет одну из главных ролей (даже если у кого-то текста совсем мало). Если убрать одну из партий, картинка получится неполной. Яркий пример такой композиции – песня «Там, где растут дикие розы» в исполнении Ника Кейва и Кайли Миноуг. Что касается бэк-вокала, то, если его убрать, содержание и смысл композиции останутся теми же. Его цель – сделать исполнение более красочным, оставаясь при этом почти незаметным.
Как научиться петь бэк-вокал
Может показаться, что петь «на вторых ролях» куда проще, чем исполнять основную партию, но это не совсем так. Быть бэк-вокалистом – это целое искусство. Причём вокал «на заднем плане» на сцене может исполняться как одним из членов группы, так и отдельным вокалистом (или вокалистами). А на записи современная техника позволяет записать фоновый вокал самому ведущему вокалисту (потом на выступлениях может просто использоваться такая запись). Подобный бэк-вокал придаёт звучанию композиции особый объём звучания.
Как научиться петь бэк-вокал? В первую очередь, нужно вообще уметь петь. Есть бэк-вокалисты, которые сразу ловят нужный ритм и моментально вливаются в общее звучание, им не требуется никаких особых тренировок. Но по большей части, конечно, потребуются определённые навыки. Бэк-вокалист должен уметь подстраиваться под основной вокал и музыкальную тему, должен уметь чувствовать композицию. Он должен уметь создавать звуковой фон, при этом не выделяясь. Должен уметь понижать или повышать тон голоса в зависимости от необходимости. Обычно это полтора или два тона. Как понять, каким должен быть фоновый вокал для той или иной композиции? Для этого много поют, записывают, прослушивают, сравнивают. Кроме того, для обработки записанного голоса есть специальные программы, которые позволяют повышать или понижать тон.
Как использовать бэк-вокал
Как мы уже говорили, главная задача бэк-вокала – дополнить основное исполнение, сделать его более красочным и объёмным. Поэтому, как правило, бэк-вокалисты не поют постоянно. Обычно дополнение основного вокала используется в припевах – оно либо идёт фоном, либо иногда звучит этаким «эхом», создавая определённый эффект. В этом и заключается главная прелесть бэк-вокала – оставаясь, по сути, незаметным, он усиливает смысл и звучание. Кстати, если у вас есть возможность, прослушайте одну и ту же композицию с бэк-вокалом и без него – и вы сразу почувствуете разницу.
Если вы хотите стать вокалистом «второго плана» (чья роль, однако, весьма важна, несмотря на название), вам предстоит много тренироваться. Подбирайте те песни, которые вам петь легче. Так вы сможете определить подходящий вам жанр. Также хорошо подойдут для тренировки песни, которые были написаны специально для вас. Заказать их можно здесь.
Мир музыки прекрасен и многогранен. Познавать его интересно и здорово. Пойте – и пусть вам сопутствует удача!