Программа академического вокала
Какие виды вокала вообще существуют? Самый известный и популярный, пожалуй, эстрадный. Он не подразумевает изучения каких-то особых канонов исполнения. Ошибки в пении часто становятся «изюминками» выступления, главное в исполнении – чувства вокалиста, его включённость в исполнение, своего рода, вживление в роль лирического героя. Игра с голосов – также «фишка» рок-вокала и джаз-вокала. Умение импровизировать, обходить классические законы пения здесь только приветствуются.
А что такое академический вокал? По-другому этот вид вокала называется академическим или оперным. Именно с него и начинаются все каноны исполнения песен. Именно его азы преподаются в музыкальных школах. Классические примеры такого вокала можно встретить в операх, в академическом хоре. Голос вокалиста должен звучать чисто, никаких отступлений от классических правил не допускается.
Программа академического вокала сложная. Начинать учиться такому пению желательно с самого раннего возраста – не младше 8 лет. Допустим и сдвиг возрастных рамок, но, чем старше ученик, тем больше он может упустить, потому что голос становится менее гибким. Обычно такая программа подразумевает примерно четыре года обучения. По окончании её выдаётся документ о том, что человек окончил полный курс обучения по академическому вокалу и может поступать в соответствующие учебные заведения.
Методика академического вокала
Так как изучение академического вокала сложна, и требует от учеников терпения и настойчивости в достижении цели, то одним из главных факторов становится посещаемость занятий. Научиться такому виду пения дома очень сложно, особенно для ребёнка. Именно поэтому нужно присутствие рядом опытного педагога.
Методика академического вокала подразумевает использование следующих техник:- Концентрический метод, основоположником которого стал М.И. Глинка.
- Фонетический метод, основанный на особенностях звучания голоса каждого обучающегося.
Вообще же, методика преподавания академического вокала требует от педагога не только настойчивости, но и предельной концентрации и доброго отношения к ученикам. Потому что не каждый педагог готов признать то, что любой человек имеет от рождения собственные вокальные данные, и, если научить петь можно практически каждого, то согласиться с тем, что у кого-то нет склонности к исполнению именно этого вида вокала, сложно. Тем не менее это так. В музыкальных школах основа основ именно академический вокал. Репертуар для него довольно широкий, от русских арий, до зарубежных. Но именно в процессе исполнения таких песен становится заметно, готов ли ученик стать академическим вокалистом. Или его ждёт куда более блестящее будущее, скажем, в сфере рока. Ведь вспомните, к примеру, как пели вместе известный рок-исполнитель Брайан Адамс и прекрасный тенор Лучано Паворотти. Оба – блестящие вокалисты, но каждый звучит куда лучше именно в своём диапазоне и в своём виде вокала.
Ищем себя!
Не бойтесь начинать именно с академического вокала, даже если вы чувствуете, что ваши таланты – в другом. Дело в том, что знание канонов исполнения даст вам многое – к примеру, зная, их легче правильно нарушать, выступая в другом амплуа. А если у вас нет своего репертуара, песни на заказ от автора Татьяны Агаповой решат эту проблему. Главное – не бойтесь искать себя! Пробуйте, идите вперёд. Даже если вы ошибётесь, возможно, ваша ошибка откроет вам новые горизонты. Ведь именно благодаря ошибкам и появились все остальные виды вокала, кроме академического.
Удачи вам!