Почему нот семь
Долгое время никому и в голову не приходило записывать музыку. Воспроизводили её просто по памяти, и надо ли говорить о том, что это было ой как непросто? Особенно если речь шла о сложной церковной музыке. Повторить такую мелодию, просто держа её в голове, было той ещё задачей, и многие просто сбивались. И вот тут-то на выручку пришла гениальная идея некоего Гвидо д`Ареццо, который и предложил уложить музыку уже в известные нам семь нот. Было это во времена Средневековья…
Стоп! А почему нот семь? Конечно, господину Гвидо надо отдать должное – он придумал универсальную и очень удобную систему записывания музыкальных произведений, и наконец-то музыка перестала храниться только в голове. Правда, есть мнение, что Гвидо д`Ареццо не был первоизобретателем. Правда, о том, когда именно возникла идея записывать ноты, достоверно неизвестно. Есть мнение, что первым в этом нужном деле был Пифагор. Он-то и мог ответить на вопрос, почему в музыке семь нот. Якобы как-то он зашёл в кузницу и заслушался мелодичным постукиванием молоточка по металлу. Заодно подметил, что звуки получаются разные. Поэкспериментировав с молоточками разной тяжести и со струнами разной длины, Пифагор изобрёл свою систему семи нот. Но действительно ли был такой случай в жизни или это легенда, никто теперь не скажет.
А вот в Древнем Египте музыку пытались записывать с помощью пяти нот, иероглифами, обозначающими небесные светила. Слоговой записью музыки пользовались в Сирии и Древнем Вавилоне. В общем, записывать музыку люди пытались и раньше, чем Гвидо, но он создал самую удобную классическую систему.
Почему в октаве семь нот, хотя окто – это восемь
Гвидо д`Ареццо не просто придумал семь нот, он ещё и дал им имена. Почему они такие, как мы знаем? Да просто Гвидо не стал выдумывать что-то существенно новое, а использовал то, что в те времена в Европе практически все знали (ну, по крайней мере, грамотные люди): первые слоги молитвы Иоанну Крестителю. Вот и получилось семь уже известных всем нам нот.
Опять же – стоп! Мы все – люди грамотные, читающие. Так почему же Гвидо нас ввёл в заблуждение? Почему в октаве семь нот, хотя окто – это восемь? Да, действительно, окто (лат.) – это не семь, а восемь. Давайте обратимся к музыкальной теории. Достаточно посмотреть на клавиши пианино, чтобы увидеть, что они не только белые, но и чёрные. И если мы хоть немного разбираемся в музыке, то поймём, что звуков в «полном наборе» на самом деле двенадцать. Так, а причём же здесь всё-таки семь нот-то? А всё довольно просто – семь – это число чистых нот, чистых звуков. Остальное – полутона. В октаве – семь звуковых ступеней, но есть восьмая – замыкающая и переходная к следующей октаве. Вот и всё. Ничего особо сложного! Но это, конечно, самые основы, на практике музыка – куда более многоплановая. Так, для разных музыкальных инструментов используются разные звукоряды, а сами звуки бьются не только на полутона, но и на трети, и на четверти.
Музыка – это, конечно, сложно, но всё приходит с опытом, и со временем музыканты начинают так уверенно импровизировать, что остаётся только удивляться, на что способен профессионал, используя всего семь нот!
Много музыки, хорошей и разной
Конечно, музыка нам нужна разная. И желательно, чтобы к музыке ещё и песня прилагалась – естественно, хорошая и качественная. А если вы – исполнитель или хотите, чтобы ваша песня звучала на празднике в качестве оригинального подарка, желательно, чтобы она была ещё и уникальной. Песня на заказ от автора Татьяны Агаповой поможет сделать любое выступление ярким и запоминающимся, вызовет искреннюю радость и никого не оставит равнодушным.
Мир музыки прекрасен. Пусть она всегда звучит в вашем сердце!